?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Путин об экономике



Второй день главной темой отечественных СМИ, и одной из главных тем отечественного интернета стало очередное ежегодное послание Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию. При этом значительную часть своего выступления Путин посвятил различным аспектам экономического развития нашей страны. Что же сказал Президент об экономике?




Основная мысль экономической части речи Путина – максимально либерализовать ведение бизнеса (в первую очередь малого) в России:

«Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы…
Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля»
.

В развитие этого тезиса Президент предложил сделать каждую проверку коммерческих, а также некоммерческих структур и госучреждений публичной, а, кроме того, отказаться от самого принципа тотального, контроля. Для малого бизнеса Владимир Путин также предложил предусмотреть надзорные каникулы. То есть, если предприятие приобрело надёжную репутацию, в течение трёх лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля можно вообще не проводить.

Уже эта инициатива не может не вызвать ряд вопросов. Ведь отечественный бизнес формировался в условиях криминального капитализма и по этой причине весьма склонен злоупотреблять доверием клиентов. И если в отношении малого бизнеса благие намерения Президента вполне понятны (нередко это довольно бесправная и очень зависимая от чиновничьего беспредела часть нашего общества), то в отношении крупного бизнеса можно смело утверждать, что жесткий государственный контроль за его деятельностью – это единственной сдерживающий фактор, который не позволяет скатиться до ситуации олигархического беспредела, существовавшего в нашей стране в 90-е годы прошлого века.

Далее Владимир Путин внес ряд предложений по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес. В частности, он предложил «на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия» и ввести двухлетние налоговые каникулы для малых предприятий, которые регистрируются впервые.



Эти инициативы Президента, безусловно, могли бы стать очень серьезной мерой, стимулирующей развитие малого бизнеса, однако здесь также есть одно довольно неприятное «но». Дело в том, что в течение последних двух-трех лет российские власти довольно существенно увеличили налоговый пресс на малый бизнес, особенно в части обязательных социальных платежей. В результате значительная часть малых предприятий была вынуждена прекратить свою официальную деятельность и уйти в «тень». В сегодняшней ситуации «зафиксировать действующие налоговые условия» - это значит сохранить на ближайшие четыре года фактически запретительный уровень налоговой нагрузки.

Кроме того, следует отметить, что малый бизнес при всей его огромной значимости в качестве социального стабилизатора и инструмента борьбы с беработицей, а также для формирования среды социального и бытового комфорта, в силу своих особенностей не может играть ведущую роль в стимуляторовании высокотехнологичных отраслей экономики, создающих высокую добавленную стоимость. Президент в своем послании очень четко сформулировал задачу интенсификации отечественной экономики:

«При этом эффективность национальной экономики также должна расти. Необходимо ориентироваться на ежегодный рост производительности труда не менее чем на пять процентов. Правительство должно изыскать для этого резервы, продумать, как реализовать их с максимальной для нас отдачей».

Но выполнить ее, опираясь только на малый бизнес, без создания современных крупных высокотехнологичных производств абсолютно невозможно. Ведь Путин в своем выступлении поставил и такую цель:

«Мы также должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе имею в виду станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение, оборудование для освоения месторождений и арктического шельфа».

А каких-либо серьезных предложении по стимулированию создания таких производств я в выступлении Президента, к сожалению, не услышал.

Важнейшим моментом экономической части президентского послания стало предложение «провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию», в особенности из офшорных зон. Однако эффективность такой меры, честно говоря, вызывает большие сомнения. По большому счету, это мера скорее политическая, чем экономическая. Её реализация требует смены менталитета, изменения жизненных смыслов значительной части российской элиты. Эта часть уже не отождествляет себя и своих близких с Россией и все происходящее в «этой стране» им не интересно. Они «граждане мира». Кроме того, представители этой социальной группы прекрасно осознают преступный характер принадлежащих им капиталов и нередко оставили в России немало серьезных людей, которых они обидели, этот капитал «зарабатывая». Так что возвращение на бывшую Родину может реально сильно повредить их здоровью.

А те, кто продолжает считать Россию Родиной, или никуда не уезжали, или уже вернулись и прекрасно понимают, чем грозит их капиталам затеянное Западом новое издание «холодной войны».
В своем выступлении Президент не мог обойти проблему ослаблением курса национальной валюты – рубля. Он сказал:

«Я прошу Банк России и Правительство провести жёсткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты. И что хотел бы в этой связи сказать? Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть, пришло время воспользоваться этими инструментами».

И хотя на просьбу Президента не принято отвечать отказом, лично я также сильно сомневаюсь, что эта просьба будет выполнена. Ведь условия «наибольшего благоприятствования» на бирже для крупных валютных спекулянтов своими неумелыми и бездарными действиями создал сам российский Центробанк. В этом фактически расписалась на одном из брифингов первый зам. Председателя ЦБ Ксения Юдаева:

"Мы меняем операции на те, которые нам кажутся более подходящими в текущей ситуации. Есть гипотеза, и мы частично ее поддерживаем, что коридор в том виде, в котором он существовал раньше, способствовал формированию спекулятивных стратегий. Мы считаем, что новый механизм не дает возможности для формирования такого рода стратегий".

Да и сам Центробанк России в прежние времена «грешил» валютными спекуляциями, ведь одним из показателей его эффективной работы вполне официально является прибыль. И, надо полагать, за успешное выполнение этого показателя менеджмент Центробанка получает премию…

Не мог Президент в своем послании обойти и тему импортозамещения:

«Вместе с тем ослабление национальной валюты, конечно, повышает и ценовую конъюнктуру, и конкурентоспособность наших компаний. Нужно использовать этот фактор для проведения политики импортозамещения (во всяком случае, там, где это целесообразно и необходимо), в том числе в течение трёх-пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания, в значительной степени, конечно, собственного производства…
Более того, программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках».


Как тему импортозамещения воспринимает Правительство России, показывает недавнее выступление министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева перед немецкими предпринимателями в Штутгарте. Там министр договорился до того, что почти назвал объявленную Президентом РФ политику импортозамещения фикцией и пригласил немецких бизнесменов прийти в нашу страну и наладить здесь производство всего, что нам необходимо.
http://www.vestifinance.ru/videos/19213
Что это как не саботаж?

Президент поставил перед Правительством четкую задачу существенно увеличить в ближайшие годы темпы экономического развития нашей страны:

«Надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трёх-четырёх лет выйти на темпы роста выше среднемировых. Только так можно увеличить долю России в глобальной экономике, а значит, укрепить наше влияние и хозяйственную независимость».

Однако это в корне не соответствует теоретическим установкам, которыми руководствуется при разработке своей экономической политики Правительство России и Центробанк. В своих прогнозах и Правительство, и Центробанк указывают на крайне вялое развитие отечественной экономики в ближайшие годы, характеризуя это как обусловленное объективными факторами неизбежное развитие событий.



Но разве Президент поставил перед нашей страной такие нереальные задачи? Совсем нет, и задачи реальные и их решение не требует от наших граждан каких-то чрезвычайных сверхусилий. Просто в своих действиях нужно руководствоваться правильным, а не книжно-начетническим (да еще из плохих книг) пониманием экономической действительности. А еще нужно любить свою страну больше, чем желать заслужить похвалу из уст давно развенчанных заморских экономических гуру.

Так что всё, сказанное Президентом можно сделать, но… с другим правительством


Comments

( 21 comments — Leave a comment )
ruskom
Dec. 6th, 2014 12:54 pm (UTC)
можно уточнить? ...с другой элитой.
kotbayun1965
Dec. 6th, 2014 06:12 pm (UTC)
Смена элиты – это, конечно наилучший вариант, но для изменения экономической политики это делать совсем не обязательно. Достаточно просто сменить команду. Беда в том, что у Путина другой команды просто нет.
ruskom
Dec. 6th, 2014 06:21 pm (UTC)
Думаю, потому и нет.
kotbayun1965
Dec. 6th, 2014 06:41 pm (UTC)
Может быть, но несколько вполне адекватных либеральных экономистов я знаю...
rjadovoj_rus
Dec. 6th, 2014 01:02 pm (UTC)
Даже не стал читать до конца. Я эти мантры про малый бизнес слышу уже 20 лет. А воз и ныне там. Даже хуже стало.
kotbayun1965
Dec. 6th, 2014 06:13 pm (UTC)
Да, с малым бизнесом все плохо. Но решение проблемы совсем не там, где предлагает Президент. Надо резко снижать налоговую нагрузку. А так, это все одни разговоры…
rjadovoj_rus
Dec. 6th, 2014 07:41 pm (UTC)
Жадность им это не позволяет
kotbayun1965
Dec. 6th, 2014 09:24 pm (UTC)
Да, барыжное мышление.
kot_1983
Dec. 6th, 2014 01:18 pm (UTC)
Мне кажется, что это выступление ещё одна попытка заманить хоть какие-то капиталы из-за рубежа. И амнистия, и снижение налогов, и свободные зоны, и ТОРы, и самое трепетное отношение властей, ну всё для вас. - Но вот с трудом вериться, что сюда что-то вернётся. Это же на мешок денег привезти обратно да ещё в старых рублях. Деньги там в обороте, попробуй их выведи из него не заметно, только рыпнутся, сразу будут арестованы. Там далеко не дураки сидят и понимают, что к чему. Если ещё добавить, что американцы приняли вчера в конгрессе резолюцию по России, они сейчас имеют право давить на любую стану, чтобы нанести экономический и другой ущерб России, в том числе и арестовывать счета.
kotbayun1965
Dec. 6th, 2014 06:19 pm (UTC)
Да, все эти предложения не носят принципиального характера, а потому не могут как-то решительно повлиять на экономику.
Амнистия - это вообще разговоры в пользу бедных.
oabessonov
Dec. 6th, 2014 09:51 pm (UTC)
Концовка поста абсолютно верная,только сомнение берет что будет смена правительства.
livejournal
Dec. 10th, 2014 11:29 am (UTC)
Обзор блогов на околовоенные темы вокруг Донбасса за 4-
Пользователь badgun159 сослался на вашу запись в своей записи «Обзор блогов на околовоенные темы вокруг Донбасса за 4-9 декабря» в контексте: [...] слов Президента предлагает . Путин затронул также и экономические вопросы. Что конкретно он сказал [...]
livejournal
Dec. 10th, 2014 11:36 am (UTC)
Обзор блогов на околовоенные темы вокруг Донбасса за 4-
Пользователь serafimich сослался на вашу запись в своей записи «Обзор блогов на околовоенные темы вокруг Донбасса за 4-9 декабря» в контексте: [...] слов Президента предлагает . Путин затронул также и экономические вопросы. Что конкретно он сказал [...]
livejournal
Dec. 10th, 2014 11:53 am (UTC)
Обзор блогов на околовоенные темы вокруг Донбасса за 4-
Пользователь papuas_tt сослался на вашу запись в своей записи «Обзор блогов на околовоенные темы вокруг Донбасса за 4-9 декабря» в контексте: [...] слов Президента предлагает . Путин затронул также и экономические вопросы. Что конкретно он сказал [...]
livejournal
Dec. 10th, 2014 01:09 pm (UTC)
Обзор блогов на околовоенные темы вокруг Донбасса за 4-
Пользователь el_tolstyh сослался на вашу запись в своей записи «Обзор блогов на околовоенные темы вокруг Донбасса за 4-9 декабря» в контексте: [...] слов Президента предлагает . Путин затронул также и экономические вопросы. Что конкретно он сказал [...]
livejournal
Dec. 11th, 2014 11:22 am (UTC)
Что сказал Медведев?
Пользователь serafimich сослался на вашу запись в своей записи «Что сказал Медведев?» в контексте: [...] ся просто «забить». Кроме того, Председатель Правительства подтвердил предположение [...]
livejournal
Dec. 11th, 2014 12:44 pm (UTC)
Что сказал Медведев?
Пользователь master7009 сослался на вашу запись в своей записи «Что сказал Медведев?» в контексте: [...] ся просто «забить». Кроме того, Председатель Правительства подтвердил предположение [...]
livejournal
Dec. 11th, 2014 06:01 pm (UTC)
Что сказал Медведев?
Пользователь mon_montblanc сослался на вашу запись в своей записи «Что сказал Медведев?» в контексте: [...] ся просто «забить». Кроме того, Председатель Правительства подтвердил предположение [...]
livejournal
Dec. 13th, 2014 01:06 pm (UTC)
Как это называется?
Пользователь i_sergeev сослался на вашу запись в своей записи «Как это называется?» в контексте: [...] Что это? Как это назвать? Как эта политика соотносится с положениями ежегодного послания Президента [...]
livejournal
Dec. 14th, 2014 12:45 am (UTC)
Как это называется?
Пользователь aleksei_44 сослался на вашу запись в своей записи «Как это называется?» в контексте: [...] Что это? Как это назвать? Как эта политика соотносится с положениями ежегодного послания Президента [...]
livejournal
Dec. 19th, 2014 11:07 pm (UTC)
Экономически рациональные Мальчиши-Плохиши (о большой
Пользователь danube_diary сослался на вашу запись в своей записи «Экономически рациональные Мальчиши-Плохиши (о большой пресс-конференции В.В. Путина)» в контексте: [...] тщеславие (грешен!) и не привести цитату из самого себя двухнедельной давности - из комментария [...]
( 21 comments — Leave a comment )