?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

4china_russia1_71098401

Сейчас российско-китайские отношения в политической и, особенно, в экономической сфере переживают настоящий бум. Западные санкции против России вынуждают российскую бизнесс-элиту всё больше обращаться к развитию связей с Китаем. Однако некоторые тенденции в развитии этих связей заставляют серьезно задуматься.

Российско-китайские экономические отношения стали одной из тем 71-го выпуска программы «Смысл игры» (с 44.10 по 51.00):



Надо сказать, что и до введения санкций экономические связи России с Китаем развивались весьма успешно. Объем товарооборота между двумя странами за последние годы рос очень высокими темпами. Если 2006 году объем экспортно-импортныых операций между двумя странами в денежном выражении был зафиксирован на уровне 33,4 млрд. долл., то в 2012 году этот показатель превысил 90 млрд. долл. А по прогнозам на 2016 год, товарооборот между Россией и Китаем (причем без учета газовых контрактов) ожидается на уровне 150 млрд. долл. В итоге, 2013 году Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая заняла 10 место, а доля РФ во внешнеторговом обороте Китая составила 2,14%. Появилась предварительная информация за 10 месяцев 2014 года - прирост товарооборота между Россией и Китаем составил от 7% до 10%.

Казалось бы, всё хорошо и даже замечательно… Однако, хотя с 2006 года объем российско-китайской торговли увеличился в 3 раза, структура товарооборота показывает, что российские поставки в КНР представлены фактически только лишь сырьем, в то время как поставки из КНР в РФ – готовой продукцией с высокой степенью переработки. Усиление сырьевой ориентации России в экономических взаимоотношениях с Китаем приобрело характер устойчивой тенденции примерно с 2000 года. В результате мы видим фактическое исчезновение в российских поставках высокотехнологичной продукции, которая обозначается в статистических источниках как «машины и оборудование». Так, в период 2000-2011 годов доля «машин и оборудования» (в основном это были поставки военной техники) в российском экспорте в Китай устойчиво уменьшалась с 29,4% до 1,2% соответственно.

По данным за 2013 год, более половины российского экспорта (67,89%) в Китай приходится на поставки "минерального топлива, нефти и нефтепродуктов". Несмотря на рост поставок на 61,18 млн. тонн (9,7%) в физическом выражении, их совокупная стоимость за счет снижения мировых цен на энергоносители, уменьшилась на 9,1% по сравнению с показателями 2012 года и составила 26,85 млрд. долл. На второй позиции в российском экспорте в Китай находятся поставки "цветных металлов" (7,42%), прежде всего меди и алюминия, на третьем месте — поставки "древесины и изделий из нее" (7,08%). Четвертую позицию занимают поставки руд, прежде всего, железных и медных (2,87%). В 2013 году российские поставки черных металлов в КНР выросли на 71,9% и составили около 239,4 тысячи тонн.

В то же время основу российского импорта товаров из Китая составляет товарная группа "машины и оборудование". В 2013 году он вырос на 0,7% и составил 18824,5 млн. долл. Есть данные о структуре импорта из КНР, опубликованные Федеральной таможенной службой (ФТС) России в открытом доступе по состоянию на 1 июля 2014 года. Согласно этим данным, в структуре импорта из Китая составляют:

Продовольственные товары и с/х сырье – 3,5%,
Минеральные продукты – 0,6%,
Продукция предприятий химической отрасли, каучук – 7,9%,
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них – 1,7%,
Древесина и продукция целлюлозно-бумажных предприятий – 1,3%,
Текстиль, изделия из текстиля и обувь – 16,4%,
Металлы и изделия из них – 8,5%,
Машины, оборудование и транспортные средства – 51,2%.

То есть «машины и оборудование» составляют более половины импорта из Китая. Подобная структура импорта позволяет порадоваться за наших китайских товарищей, достигших огромных успехов в развитии машинострояния, а также за российских импортеров, которые имеют возможность в условиях санкций заменить часть машиностроительной продукции, прежде закупаемой в странах Европы и США, машинами и оборудованием из Поднебесной. А вот о состоянии отечественной экономики такая структура торговли заставляет очень серьезно задуматься, поскольку уровень развития машиностроения – важнейший показатель развитости страны, в целом.
Хорошая динамика все эти годы наблюдалась и в области взаимных инвестиций.

Investments

По данным министерства коммерции КНР, общий объем китайских прямых инвестиций в России к началу 2013 года увеличился на 22,59% и составил 3,58 млрд. долл., в том числе в 660 млн. долл. было инвестировано в 2012 году. Главными приоритетами инвестиционной деятельности КНР в России являются разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, строительство, связь.

До начала 2014 года крупнейшими китайскими инвестиционными проектами на территории России были строительство микрорайона "Балтийская жемчужина" в Красносельском районе Санкт-Петербурга (китайские накопленные инвестиции в проект к концу 2012 г. достигли 1,118 млрд. долл.); освоение Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд в Тыве (на конец 2012 г. китайские накопленные инвестиции в проект достигли 6,8 млрд. руб.); создание Амазарского лесопромышленного комплекса в Забайкальском крае (запланированный объем инвестиций китайской стороны – 457 млн. долл.) и строительство ТЭЦ в Ярославской области (запланированный объем китайских инвестиций – 500 млн. долл.).

Крупнейшие портфельные инвестиции китайских компаний в российские активы – это покупка Китайской национальной нефтегазовой корпорацией 20% акций в проекте «Ямал-СПГ» у компании «Новатэк» (оценивается в 810 млн. долл.); покупка Китайской инвестиционной корпорацией 12,5% акций «Уралкалия» (оценивается в 2 млрд. долл.); вложение Китайской международной инженерно-строительной компанией цветной металлургии (NFC) в совместный проект с корпорацией «Металлы Восточной Сибири» в Республике Бурятия (оценивается в 750 млн. долл.); инвестиции Государственной электросетевой корпорации Китая в совместные проекты с российской ГК «Синтез» (оценивается в 1,1 млрд. долл.); приобретение Китайской инвестиционной корпорацией 5,4% акций Московской биржи (оценивается в 100 млн. долл.); приобретение Строительным банком Китая 2% акций банка ВТБ (оценивается в 100 млн. долл.

К началу 2013 года суммарный объем российских прямых инвестиций в КНР составил 847,71 млн. долл. Это в 4 с лишним раза меньше, чем объем китайских инвестиций в Россию. Основные направлениями российских инвестиций в Китае являются производственная отрасль, строительство, транспортные перевозки.

Российские прямые инвестиции в Китае традиционно характеризуются весьма скромными показателями. Так, в 2013 г., по данным Минкоммерции КНР, они составили 22,08 млн. долл. против 29,92 млн. долл. В 2013 г. (-26,2%). Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в Китае достигло порядка 2500, что свидетельствует о довольно высоком уроне инвестиционной активности в Китае российского среднего и малого бизнеса. Низкие показатели суммарных вложений российского капитала в китайскую экономику частично связаны с тем, что зачастую денежные средства поступают из России в Китай не напрямую, а через аффилированные компании, зарегистрированные в Гонконге (по данным Центробанка России, в I-III кварталах 2013 г. прямые российские инвестиции в Гонконг составили 187 млн. долл.) или других юрисдикциях с льготным налогообложением.

1552360_20130401163417.gif

2014 год стал по-настоящему переломным для развития российско-китайских экономических связей. В условиях экономических санкций со стороны США и стран ЕС Российская Федерация сделала акцент на развитие экономического сотрудничесрва со странами Азии и Латинской Америки. Кроме того, институциональное оформление получил ряд совместных российско-китайских проектов, подготовка которых велась в течение последних нескольких лет.

Прежде всего, это контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай по так называемому «восточному» маршруту. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт в Китай 38 млрд. куб. м российского газа в год. Поставки будут осуществляться по уже строящемуся газопроводу «Сила Сибири» протяженностью около 4000 км (Якутия — Хабаровск — Владивосток — около 3200 км, Иркутская область — Якутия — порядка 800 км). Расчетная производительность газопровода «Сила Сибири» — 61 млрд. куб. м газа в год.

2014-06-26-map-sila-sib-ru

Достигнута договоренность и о поставках газа в Китай по так называемому «западному» маршруту в объеме 30 млрд куб. м газа в год. Для реализации поставок указанного объема газа предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы «Алтай» в уже существующем транспортном коридоре из Западной Сибири до Новосибирска с последующим продолжением до российско-китайской границы. Длинна газопровода составит около 2600 км. Проект «Алтай» имеет очень высокую степень готовности к началу строительства. В дальнейшем могут быть построены вторая и третья нитки газопровода, с выходом на потенциальную производительность до 100 млрд. куб. м. в год.

Оба проекта имееют чрезвычайно большое значение для развития всего топливно-энергетического комплекса России. Осуществление проекта газо-транспортной системы (ГТС) «Сила Сибири» — магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток», ввод в эксплуатацию первой части которого намечен на конец 2017 года, создаст условия для освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и формирования газотранспортной системы на Востоке России. Реализация проекта строительства газопровода «Алтай» окажет существенное влияние на экономическое развитие шести субъектов Российской Федерации (Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской и Томской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийский автономных округов). Как правило, переход на газовое топливо значительно улучшает качество жизни населения, позволяет организовать ряд новых производств и отраслей промышленности, повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции. Самое же главное, газовая отрасль России получает возможность развиваться независимо от газового рынка Европы, где последнее время у «Газпрома» переодически возникают проблемы в связи с попытками чиновников ЕС либо поставить деятельность «Газпрома» на этом рынке под свой полный контроль, либо «выдавить» российскую газовую компанию оттуда. Постоянные угрозы Киева «перекрыть вентиль» в этом случае для России также потеряют смысл.

map_altai_rus_1

Китай планирует и крупные инвестиции и в российскую гидроэнергетику. «РусГидро» и китайская компания «Санься» («Три ущелья») близки к договорённости о совместном строительстве противопаводковых ГЭС на притоках Амура совокупной мощностью до 2000 МВт. Ориентировочная стоимость проектов в Амурской области и Хабаровском крае, включенных в соглашение, может составить до 230 млрд. руб. Достигнуто также соглашение между ОАО "Русгидро" с китайской компанией PowerChina о создании СП по строительству Ленинградской и других гидроаккумулирующих станций (ГАЭС) на территории РФ. Ориентировочная стоимость строительства Ленинградской ГАЭС мощностью 1560 МВт составит около 138 млрд. руб.

Подписаны также рамочные соглашения между компанией "Роснефть" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией в отношении приобретения компанией China national oil and gas exploration and development 10-процентной доли участия в "Ванкорнефть", о сотрудничестве между Сбербанком и Китайской компанией страхования экспортных кредитов, а также между территориальной генерирующей компанией №2 и компанией Huadian о реализации инвестиционных энергетических проектов в Архангельской области.

Одним из главных стратегических проектов Китая является так называемый «Новый шелковый путь» для быстрой доставки грузов из КНР и других стран Азии в Европу. В рамках этого проекта специалистам недавно был представлен план строительства Евразийской высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва–Пекин». Этот транспортный коридор должен пройти через территорию трех государств: России, Казахстана и Китая. Его протяженность - 7,8 тыс. км, время в пути займет 38 часов.

По территории России протяженность железнодорожной магистрали составит более 2 тыс. км, она свяжет центр страны, Поволжье и Уральский экономический регион, крупнейшие города России: Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Пермь, Уфу и Челябинск. Затем 1,7 тыс. км магистрали должны пройти по территории Казахстана с остановкой в столице страны Астане и выйти на границу с Китаем, к городу Достык. Третий отрезок пути включает 3,9 тыс. км. Он пройдет из западной части территории Китайской Народной Республики в северную ее часть через город Урумчи на Пекин.

Китай последовательно готовит инфраструктуру для продвижения своих товарных потоков на рынки России, стран Европы и Центральной Азии. В строительство этой магистрали он готов вложить астрономическую сумму – 42,3 млрд. долл. (в публикации на эту тему я видел цифру423 млрд. долл., но, думаю, это опечатка).

Все эти планы при всей их огромной важности для российской экономики не могут не вызывать тревогу. В экономике России усиливается сырьевая направленность. При этом развитие страны жестко привязывается к конъюнктуре глобальных и региональных рынков сырья (главным образом, рынков углеводородов). Сложившаяся сегодня сырьевая ориентация России уже давно характерна не только для отношениий с Японией, США и ЕС, но и с Китаем.

C111201B-82CA-4A79-832A-B752755763DF_mw1024_n_s

Разумеется, есть совместные российско-китайские проекты и в сфере высоких технологий. Из уже реализуемых соглашений следует прежде всего назвать строительство 2-й очереди Тяньваньской АЭС в г. Ляньюньган провинции Цзянсу. Однако даже в данном случае объем поставок российского оборудования и услуг ограничен сооружением ядерного острова ТАЭС-2. Проектирование и поставку оборудования неядерной части атомной станции будет осуществлять китайская сторона.

Есть несколько перспективных контрактов в сфере высоких технологий, которые в настоящее время находятся на стадии проработки. В частности, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и китайская Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) готовятся к совместной разработке нового широкофюзеляжного пассажирского самолета. На нынешнем этапе предполагается сотрудничество по всему циклу создания и сопровождения нового лайнера — от проектирования и разработки до серийного производства и послепродажной поддержки. На рынок он должен выйти в 2023–2025 годах. Кроме того, до конца 2016 года Россия поставит в Китай дополнительную партию из 100 двигателей РД-93 для серийных истребителей FC-1/JF-17 Thunder. Высока вероятность того, что этими двигателями будет оснащаться и перспективный китайский истребитель 5-го поколения Shenyang J-31/FC-31. В СМИ мелькала информация и о совместной работе китайских и российских специалистов над стандартом сотовых сетей пятого поколения (5G).



Безусловно, всё это очень важные и перспективные проекты. Однако их доля в общем объеме российско-китайского экономического сотрудничества невелика. Поэтому, с одной стороны, можно просто радостно умиляться большим успехам и широким перспективам российско-китайского экономического сотрудничества в духе известной песни середины прошлого века, в которой пелось, что «русский с китайцем – братья на век»:



А с другой стороны, есть смысл задуматься и вспомнить весьма невеселую экономическую и политическую судьбу тех народов мира, которые позволили превратить свои страны в сырьевой придаток промышленно развитых государств. Куда идет народ Китая, сейчас вполне понятно – к построению могучей промышленно развитой мировой державы. А вот куда придет такими дорогами народ нашей страны?


Comments

( 114 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ruskom
Nov. 25th, 2014 06:11 am (UTC)
Тактически это нам выгодно. Стратегически - нет. И еще. Система идеологии и управления Китая доказывает (пока) свою эффективность. Мы до смерти страны будем играть в этот поганый либеральный капитализм?
kotbayun1965
Nov. 25th, 2014 07:05 am (UTC)
Стратегию собственного развития мы должны вырабатывать сами, а не ждать пока это для нас сделает великий сосед в своих интересах. Китайцы - большие прагматики и будут сотрудничать с Россией, только пока им это выгодно.
(no subject) - romascha - Nov. 25th, 2014 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 25th, 2014 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romascha - Nov. 26th, 2014 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 26th, 2014 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romascha - Nov. 26th, 2014 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 27th, 2014 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - lx_photos - Nov. 26th, 2014 03:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - ruskom - Nov. 26th, 2014 07:07 am (UTC) - Expand
sergeyt81
Nov. 25th, 2014 09:19 am (UTC)
Связка Россия-Китай - это страшный сон для США. Они разжигают исламистскую дугу, чтобы лишить Китай ресурсов, а теперь Россия, в ответ на санкции, тянет в Китай свои трубопроводы. Запад мочит Россию всерьез, но и Россия отвечает Западу вполне достойно.

Можно ждать, что Запад всеми силами будет стремиться устроить московский майдан, чтобы поставить во главе России прозападную администрацию и отыграть назад то, что сделано.
kotbayun1965
Nov. 25th, 2014 09:47 am (UTC)
Всё так. Однако китайцы, хозяйничающие в Сибири, это страшный сон не только американцев, но и сибиряков...
snow_ss
Nov. 25th, 2014 09:23 am (UTC)
Ну вообще, да, конечно, Китай очень сильно нас опередил в переработке продукции. Однако, если учесть, что все 90-е годы, что он штамповал ширпотреб, осваивая все новые технологии, нашу страну планомерно разваливали все, кому не лень, то можно сделать скидку нашему государству. Однако подтягиваться стоит. И деньги, полученные от экспорта сырья, направлять на восстановление перерабатывающего производства.
Стоит заметить, что у нас хоть как-то начали думать о том, что промышленность нужно поднимать. Кто не кричал еще лет 10 назад, что нужно непременно закрывать к чертям убыточные Автоваз, УАЗ и другие? И чуть не поход на Кремль был организован населением, когда Путин заявил о том, что правительство Автовазу выделит сумасшедшую по тем временам сумму средств на восстановление. А что теперь? Теперь хоть как-то можно смотреть на отечественный автопром, и даже глаза при этом слезиться не будут.
Мытищинский вагоностроительный завод начал выпускать конкурентоспособную продукцию. РЖД вон думает, а не на Урале ли делать новые вагоны для Сапсана? Чкаловский завод в Новосибирске переоборудовали, и теперь он не только телевизоры собирает, но и занимается опять производством новых истребителей.
Все не так быстро, как хотелось бы, но говорить, что все пропало неправильно, на мой взгляд.

Edited at 2014-11-25 09:26 am (UTC)
romascha
Nov. 25th, 2014 09:51 am (UTC)
Да ладно автопром!
Но хотя бы собственное производство электрочайников и стиральных машин неужели нельзя наладить в стране, которая в космос летать умеет?
(no subject) - snow_ss - Nov. 25th, 2014 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 25th, 2014 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snow_ss - Nov. 26th, 2014 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 26th, 2014 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - snow_ss - Nov. 26th, 2014 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 26th, 2014 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Nov. 26th, 2014 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 26th, 2014 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Nov. 26th, 2014 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 26th, 2014 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Nov. 27th, 2014 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Nov. 27th, 2014 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Dec. 11th, 2014 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Dec. 12th, 2014 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Dec. 18th, 2014 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - kotbayun1965 - Dec. 18th, 2014 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Nov. 26th, 2014 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lx_photos - Nov. 26th, 2014 03:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - snow_ss - Nov. 26th, 2014 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - lx_photos - Nov. 26th, 2014 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - snow_ss - Nov. 26th, 2014 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Nov. 26th, 2014 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - lx_photos - Nov. 26th, 2014 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Nov. 26th, 2014 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - lx_photos - Nov. 26th, 2014 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Nov. 26th, 2014 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Nov. 26th, 2014 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - snow_ss - Nov. 26th, 2014 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gepard12 - Dec. 18th, 2014 05:43 am (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 25th, 2014 09:31 am (UTC)
Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народ
Пользователь lnrx сослался на вашу запись в своей записи «Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы… [...]
livejournal
Nov. 25th, 2014 09:32 am (UTC)
Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народ
Пользователь lnrx сослался на вашу запись в своей записи «Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы… [...]
livejournal
Nov. 25th, 2014 09:34 am (UTC)
Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народ
Пользователь lnrx сослался на вашу запись в своей записи «Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы… [...]
livejournal
Nov. 25th, 2014 09:34 am (UTC)
Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народ
Пользователь lnrx сослался на вашу запись в своей записи «Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы… [...]
livejournal
Nov. 25th, 2014 09:35 am (UTC)
Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народ
Пользователь lnrx сослался на вашу запись в своей записи «Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы… [...]
livejournal
Nov. 25th, 2014 09:37 am (UTC)
Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народ
Пользователь lnrx сослался на вашу запись в своей записи «Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы… [...]
livejournal
Nov. 25th, 2014 09:42 am (UTC)
Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народ
Пользователь lnrx сослался на вашу запись в своей записи «Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы… [...]
Николай Козырев
Nov. 25th, 2014 10:26 am (UTC)
От санкций против России очень не слабо выиграл Китай. Мы же, благодаря Китаю, не столько выиграли, сколько не так сильно проиграли, что оставляет нам шанс выправить ситуацию в будущем.
Экономический союз России и Китая, дал Китаю возможность упрочить возможности своей экономики, нам же этот союз дал возможность (что не мало, но и не достаточно) удержать экономику на плаву и не потерять страну, выиграли время. А вот перспектива просесть у экономики ЕС (а значит и у политической ЕС) гораздо выше чем у российской ( спасибо Китаю), так что газ из пиндостана ЕС может уже и не понадобится (дровами будут топить).


Edited at 2014-11-25 10:35 am (UTC)
livejournal
Nov. 25th, 2014 10:34 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
Nov. 25th, 2014 11:30 am (UTC)
Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народ
Пользователь lnrx сослался на вашу запись в своей записи «Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Москва – Пекин, Москва – Пекин: идут, идут вперед народы… [...]
kosarex
Nov. 25th, 2014 11:56 am (UTC)
Не менее любопытно посмотреть на торговлю РФ с Западом. Там тоже экспортируется в основном сырье. В развивающиеся страны, если вычесть оружие, тоже поставляется сырье.
krasz
Nov. 25th, 2014 12:55 pm (UTC)
Куда вели "эффективные менеджеры" последние 25 лет туда и придёт, - к нищете и разрухе, распаду страны. Если среднее образование (то которое даёт право поступления в вузы) уже в школах официально уничтожают о каких перспективах можно говорить? Русская папуасия - это цель. Быстро уничтожать нас рискованно (последний раз в 1917 пробывали), поэтому варят медленно как лягушек. Ещё лет 40-50 варить будут под либероидные мантры, непонятную интеграцию в "мировое сообщество" и права какого-то там человека. СМИ как были оккупированы либералами-западниками так и остались, а следовательно и у реальной власти те же предатели что уничтожили СССР и морили народ в 90-е. Только испугались завалить по-быстрому, выбрали более управляемый медленный метод. Даже подстраховку псевдопатриотическую создали из власовцев и как-бы-невласовцев, - тех же американских проституток, что либералы, контролируемых рогозиными, малофеевыми, сурковыми, чубайсами, и т. д.
Путинизм ещё умиляет, спекуляция на архетипичной вере в хорошего царя. Пока на фоне непрекращавшегося стратегического проигрыша Путин с его командой показал себя лишь отличным регулятором не позволяющим процесс деградации запустить галопом. Реально у власти в стране - воровские мурла с эгоистическо-компрадорскими повадками, которые старательно выполняют приказ Запада на уничтожение страны. Людоедская буржуазия чёртова с "административным ресурсом" в роли собачёнки. Пока "элита" 90-х при власти ничего поменять нельзя, её подбирали и дрессировали по принципу послушания Западу и безрассудному эгоцентризму, - подбирали для предательства.
А ни армия, ни милиция никогда не были с народом, - они всегда с теми, кто им платит, пока оплата устраивает. Психология блудных собак.
kotbayun1965
Nov. 25th, 2014 01:20 pm (UTC)
Критическая позиция сейчас беспроигрышна. Но не стоит все упрощать. На самом деле у нашей элиты не так много вариантов. Почитайте вот здесь: http://pterozavtr.livejournal.com/121867.html
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 114 comments — Leave a comment )