?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

14 февраля наша страна как всегда в последние годы широко отметила День святого Валентина. Этот праздник в нашей стране отмечается совсем недавно - всего лет 20, но у него уже появилось много поклонников. Казалось бы, «День всех влюбленных» должен нести любовь, счастье, добро и свет в нашу суровую жизнь, делать добрее сердца, утомленные суетой будней, и т.д. Однако, все происходит совсем не так. В действительности День святого Валентина – это очень тонкий и изощренный инструмент разрушения традиционного культурного ядра нашего общества, его базовых ценностей.

Поскольку инструмент тонкий и изощренный анализировать его надо глубоко и обстоятельно.

Сперва обратимся к историческим корням праздника. Он восходит к древнеримскому празднику Луперкалий, который проводился в честь бога Фавна (Луперком его звали потому, что он считался защитником стад от волков). Праздник этот отмечался 15 февраля и был посвящен древнейшей магии плодородия и изобилия.

В античной Греции такой же праздник назывался Панургии. В этот день устраивались ритуальные игрища в честь бога Пана (у римлян – Фавна), также покровителя стад, лесов, полей и плодородия. Пан виртуозно играл на свирели и под ее звуки развлекался в рощах с нимфами.

В языческих верованиях почти все праздники плодородия, что вполне логично, сопровождались разнузданными сексуальными оргиями, и древнеримские Луперкалии яркий тому пример. Мне удалось найти вот такое описание этого праздника (почти цитата):

Одетые, подобно своему богу, в одни лишь козьи шкуры, молодые жрецы Фавна луперки (Luperci) — «волчьи братья» — собираются для священного очистительного жертвоприношения в пещере-храме, где в младенчестве сосали грудь приютившей их волчицы братья-основатели Рима – Ромул и Рем. Подношением божеству служит кровь двух козлов и собаки. Затем этой же самой кровью, стекающей с лезвия жертвенных ножей, жрецы окропляют чело двум коленопреклоненным юношам-патрициям, посвящая их Волчице, и немедленно смывают ее мягкой шерстью, смоченной молоком.
За этим ритуалом следует жертвенное пиршество, и, напившись допьяна, двенадцать обнаженных жрецов надевают на себя вырезанные из козьих шкур пояса, берут в руки кожаные бичи, также сделанные из шкуры заколотых на алтаре козлов и, в продолжение празднества, выходят в город. Эта процессия с веселым смехом мчится вдоль подножия Палатина — главного холма, на котором построена старая часть Рима — на бегу стегая бичами всех, кто повстречается им на пути. Больше всего от разнузданных жрецов Луперка достается женщинам. А те и рады: удары священных бичей даруют плодовитось бездетным и безболезненные роды беременным.

Завершается празднование вовсе непристойной вакханалией, что шаловливому и падкому на женщин Фавну-Луперку тоже весьма угодно. Напарницу для праздничного веселья выбирают себе по воле богов: как распорядится божественный жребий. Незамужние свободные девицы пишут свои имена на кусочках пергамента и кладут их в специально предназначенную для этого урну, а свободные неженатые мужчины вынимают эти записки оттуда наугад и проводят все три дня Луперкалий с той, кого послало им небо.

Согласитесь, последнее действо очень похоже на широко известную в определенных кругах игру «в бутылочку».


Еще от себя добавлю, что Фавн был настолько «веселым» богом, что не брезговал ни содомией, ни скотоложеством. Тому есть документальные свидетельства. Но что с него взять? Наполовину козел…

Есть исследователи, которые считают, что когда-то в эти дни праздновались так называемые «Птичьи свадьбы». Раньше полагали, что птицы образуют брачные пары именно во вторую неделю второго месяца года. А еще надо отметить, что этот праздник совпадает с древнеримской традицией гадания во время новогодних празднований, поскольку по римскому календарю новый год наступал именно в середине февраля. Но эта точка зрения не является преобладающей.

Луперкалии были очень популярны, и это, естественно, не нравилось христианам. В итоге, после того как христианство стало государственной религией, церковь подменила Луперкалии праздником святого Валентина, который якобы был казнен на день раньше Луперкалий — 14 февраля. В 494 (или в 496) году Римский Папа Геласиус объявил 14 февраля «Днем святого Валентина». Этот день и стал «Праздником всех влюблённых».

Почитатели Дня святого Валентина утверждают, что в Западной Европе этот праздник отмечается с ХIII века, в США – с 1777 года. Они указывают также, что в конце XVII века придворный летописец английского двора Сэмюэль Пепис сделал запись о том, что 14 февраля влюбленным следует обмениваться небольшими подарками – перчатками, кольцами, конфетами.

Но можно ли считать 14 февраля днем почитания святого Валентина?

Православная Церковь почитает трех мучеников по имени Валентин: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина епископа Италийского, убитого за то, что он христианин, в 273 году (память 12 августа) и священномученика Валентина пресвитера Римлянина, замученного за христианскую проповедь в 269 году (память 19 июля). Поэтому 14 февраля в православных храмах и не вспоминается святой Валентин.

Следует признать, что в католической церкви в течение длительного времени 14 февраля почитался именно святой Валентин. Однако в 1969 году, при пересмотре общего литургического календаря, святой Валентин был исключен из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий. А 14 февраля у католиков стал днем почитания хорошо нам знакомых святых Кирилла и Мефодия, и теперь даже знаменитая Британская Энциклопедия дипломатично отмечает отсутствие связи между «Днем святого Валентина» и самим святым Валентином или событиями из его жизни.

Теперь обратимся к содержанию праздника.

В рамках традиционных ценностей любовь – очень чистое и целомудренное чувство. Отношение к этому чувству в нашей культуре было сформировано не древними языческими культами, а в рамках основных для нашей страны религиозных учений – православия, ислама и буддизма. В этих религиозных учениях любовь рассматривается, прежде всего, как жертвенная забота о ближнем, которая обычно складывается в рамках традиционной семьи, где люди любят и заботятся друг о друге, не потому что кто-то кому-то что-то должен или ждет для себя какой-то ответной выгоды, а в силу глубокой искренней привязанности к близкому человеку. Именно в рамках такой семьи складывается любовная привязанность между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами и т.д. Любовь между мужчиной и женщиной в нашей культурной традиции также мыслится, главным образом, в рамках семейных отношений. Высшим этапом развития и целью любовных отношений между юношей и девушкой в этой культуре является брак. Любовные отношения вне брака или не ведшие к браку, хотя и допускались, но считались чем-то не совсем желательным, что создает человеку серьезные проблемы в жизни. Не случайно поэтому на Руси самым высоким идеалом любви считались святые Петр и Февронья, которые жили в законном браке долго и счастливо и умерли в один день.

Эти ценности традиционной культуры были в полной мере усвоены и утверждались авторитетом государственной власти в СССР. Знаменитая, бесстыдно извращенная и многократно высмеянная сторонниками альтернативных культурных ценностей фраза из ток-шоу «У нас нет секса - у нас есть любовь» очень четко выражала отношения к этим ценностям, господствовавшее в СССР.

Совсем иные культурные ценности принес с собой День святого Валентина. Современное содержание Дня святого Валентина – это не романтические чувства, а похотливые речи и взгляды, постельные сцены. Все это совершенно откровенно пропагандируют СМИ. «День всех влюбленных» не в отвлеченных рассуждениях, а по факту жизни стал днем разврата, днем скотства и даже хуже, чем скотства. Как очень верно подметил православный священник, отец Андрей Канев, «…животные соединяются лишь в определенное время и только для продолжения потомства, значит это «праздник» ниже скотства, когда человек теряет свой человеческий облик и становится в своей похоти хуже животного».

Неотъемлемым атрибутом «Дня всех влюбленных» сегодня является маленькая открытка «валентинка». Традиционный цвет валентинки — красный или розовый. На первый взгляд, валентинка - слегка пошловатый, но довольно милый символ. Однако это только на первый взгляд. Вот какую информацию мне удалось обнаружить у одного из авторов:

Символом дня св. Валентина является валентинка. Её, пробитую стрелой, целуют и называют «сердцем». Нужно отметить, что физиологически подобного сердца в природе не существует. Но, помня русскую пословицу «Нет вещи без образа», посмотрите внимательно вокруг себя, и вы легко найдёте эту вещь. Женщинам это сделать легче, достаточно дома, стоя спиной к зеркалу, нагнуться и посмотреть на себя.
После данных строк многие обвинят автора в пошлости, но зря. Если обратиться к истории Древней Греции, чья культура стала основой культуры Древнего Рима, то увидим, что именно данный символ, пробитый стрелой, обозначал телесную любовь - эрос (в Греции любовь обозначалась тремя словами для трех состояний: Эрос - телесная любовь; Филос - любовь к мудрости; Агапэ - божественная любовь). В обществе, где господствовал культ красивого тела и носил красивое название gluetus - ягодичный, и стрела, обозначающая мужское начало, оказалась на месте. Другими словами этот контур-символ, пронзённый стрелой, означает акт совокупления мужчины и женщины.


Таким образом, сердце – символ женских детородных органов, стрела – фаллический символ. А вместе – «Цветы сливы в золотой вазе». По-моему, убедительно.

В обществе потребления, откуда к нам пришел День святого Валентина, с точки зрения обмена трактуются все формы межличностных отношений, в том числе и любовь, и дружба. «Торгашеский характер готов давать только в обмен на что-либо. Давать, ничего не получая взамен, это для него значит быть обма¬нутым» (Э. Фромм). Закономерно поэтому, что «День всех влюбленных» сейчас уже насквозь пропитан коммерцией.
Традиция дарить в этот день подарки тщательно культивировалась и культивируется фирмами, производящими эти подарки. Например, в начале ХХ века у американцев было принято посылать своим невестам марципаны, которые были довольно дороги. В Японии традиция дарить в этот день сладкое появилась с подачи одной крупной фирмы по производству шоколада. Там начали праздновать День святого Валентина в 30-е годы, и до сих пор шоколад остается самым распространенным подарком. У страстных французов же в День святого Валентина принято дарить драгоценности.

Меркантильный дух Дня святого Валентина глубоко пропитал души его поклонников: девушки ждут какой-нибудь приятный, а еще лучше ценный подарок. Юноши ждут, что их подарок не останется «без благодарности». Не случайно среди современной молодежи очень распространилась фраза «отрабатывать подарок». Она вполне применима к «Дню всех влюбленных».

Что же из всего сказанного следует?

Мировозрение потребительства обращается к желудку и именно в силу своего примитивизма, чрезвычайно агрессивна. Сегодня основным направлением наступления «базарного», потребительского мировоззрения стала наша Родина - Россия. Прилагаются огромные усилия, затрачиваются колоссальные средства, чтобы привить ее гражданам, в первую очередь молодым, заимствованные у общества потребления гедонистические идеалы и культурные ценности - культ торгашества и наживы, психологию потребительства. Исторически мировоззрение народов, населяющих Россию, строилось на других принципах, и теперь все делается для того, чтобы место традиционной для нашего общества общинной, христианской культуры заняла культура торгашеская. Цель такой атаки - разрушение традиций, исчезновение культурных пластов, укорененных в ценностях православия, снижение общей культуры.

14 февраля – «День святого Валентина», «Праздник всех влюбленных» – очень опасный инструмент разрушения традиционной культуры, вообще, и культуры России, в частности. Этот языческий по своей природе праздник исподволь работает на подмену понятий, искажение представлений, подрыв традиций и замену их на другие – чуждые и разрушительные. Он пропагандирует варварство и разврат, сексуальные извращения, разрушает семейные ценности, пропагандирует дух торгащества.

Про День святого Валентина для тех, кто предпочитает видео:




Мнение Православной церкви о Дне святого Валентина:


Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ray_star
Feb. 15th, 2014 11:42 pm (UTC)
Со многим соглашусь, пожалуй. Но вот «документальный фильм» какой-то желтизной попахивает, мягко говоря. Даже чернухой, я бы сказал. На светского человека, думаю, не подействует должным образом. Неубедительно даже для меня — человека, согласного с тем, что это война с культурой, насаждение потребления и подмена понятия любви на секс.
kotbayun1965
Feb. 16th, 2014 12:41 pm (UTC)
Фильм, конечно, ширпотребистый – в стиле канала НТВ. Он рассчитан на соответствующую аудиторию. Но, к сожалению, в сети лучше ничего нет. Печатные материалы против Дня святого Валентина тоже страдают чернушностью, поэтому искать заслуживающую доверия информацию было не так просто. Исключение составляют тексты, написанные священниками. Но у них ограниченная целевая аудитория и соответствующий подбор информации. Собственно, эту ограниченность я и пытался преодолеть в своем материале.
В основном же статьи умильно-хвалебные.
tumikosha
Feb. 16th, 2014 05:11 pm (UTC)
Церковь всегда старалась приватизировать народные праздники
обьявлял что в эти дни какой-нить святой окочурился или совершил чего
Да и храмы чужие любила к рукам прибирать
Подумайте об этом ;0-))
kotbayun1965
Feb. 16th, 2014 08:02 pm (UTC)
Христианство в этом не одиноко. Этим же грешил ислам и другие мировые религии. Но я говорю не о методах, применяемых священноначалием той или иной религии, а об основополагающих идеях вероучения. Согласитесь, христианство и язычество здесь нельзя даже сравнивать.
tumikosha
Feb. 16th, 2014 08:19 pm (UTC)
Не соглашусь!
Сравнивать можно и нужно.
Сравнительная наука рулит.
livejournal
Feb. 14th, 2015 02:58 pm (UTC)
День святого Валентина как инструмент культурной войн
Пользователь wwwrebel сослался на вашу запись в своей записи «День святого Валентина как инструмент культурной войны» в контексте: [...] Оригинал взят у в День святого Валентина как инструмент культурной войны [...]
livejournal
Feb. 14th, 2015 04:35 pm (UTC)
Про День святого Валентина
Пользователь nivigor сослался на вашу запись в своей записи «Про День святого Валентина» в контексте: [...] пост годичной давности: Оригинал взят у в День святого Валентина как инструмент культурной войны [...]
livejournal
Feb. 14th, 2015 05:25 pm (UTC)
Про День святого Валентина
Пользователь magis_amica сослался на вашу запись в своей записи «Про День святого Валентина» в контексте: [...] пост годичной давности: Оригинал взят у в День святого Валентина как инструмент культурной войны [...]
livejournal
Feb. 14th, 2015 06:24 pm (UTC)
Про День святого Валентина
Пользователь nousaction сослался на вашу запись в своей записи «Про День святого Валентина» в контексте: [...] пост годичной давности: Оригинал взят у в День святого Валентина как инструмент культурной войны [...]
livejournal
Feb. 15th, 2015 09:33 am (UTC)
День святого Валентина как инструмент культурной войн
Пользователь tipagraf1969 сослался на вашу запись в своей записи «День святого Валентина как инструмент культурной войны» в контексте: [...] Оригинал взят у в День святого Валентина как инструмент культурной войны [...]
( 10 comments — Leave a comment )