?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В советское время самолет был обычным, доступным и даже весьма распространенным видом транспорта. Практически каждый советский человек хотя бы раз в жизни летал на самолете. И уж конечно, без широчайшего применения авиации невозможно было освоение природных богатств Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Теперь ситуация совсем иная…

Более 60% территории России относится к районам Крайнего Севера, где авиация, зачастую, является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Это вся территория 13-ти и часть территорий 11-ти субъектов Российской Федерации. В этих районах проживает более 20 млн. человек. Поэтому в нашей стране, особенно в районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера, существует большой потенциальный рынок внутрирегиональных авиаперевозок. В советское время было так:



И если 20 лет назад у нас насчитывалось 1400 аэродромов, то сегодня осталось всего 315, что в разы меньше, чем в странах американского континента и Европы. При этом почти в 6 раз сократилась сеть аэродромов, обслуживающих местные воздушные линии. Уровень износа инфраструктуры оставшихся аэропортов достигает 75–80%.

Примерно такая же ситуация и с самолетами. По данным 2012 года лишь небольшая часть воздушных судов, входящих в государственный реестр, пригодна к полетам. 75% исправного авиапарка составляют отечественные самолеты, подлежащие списанию в ближайшие годы. Почти 40% этих самолетов – это региональные воздушные суда (Ту-134, Ан-24, Як-40), срок службы которых со всеми продлениями ресурсов закончится полным списанием в ближайшие 3-5 лет. Кроме того, эти самолеты имеют крайне низкую топливную эффективность, что при нынешних ценах на авиакеросин делает их эксплуатацию невыгодной.

Есть еще один аспект: 5 лет назад в США средняя стоимость авиабилета составляла 5% от среднемесячной зарплаты, а в России - 100%. Сегодня, в условиях экономического кризиса и низкого курса рубля, вероятно, это соотношение стало еще хуже.

А что в результате? В 1990 году в нашей стране было перевезено 140 млн пассажиров, в США – 200 млн. Если же обратиться к данным 2012 года, то российские авиакомпании перевезли чуть более 74 млн пассажиров, тогда как, по данным Бюро транспортной статистики Министерства транспорта США, в 2012 года авиакомпании страны перевезли около 736,6 млн пассажиров, а в Европе одна лишь низкотарифная авиакомпания Ryanair за год перевозит около 80 млн пассажиров. По пессимистичным оценкам, в России услугами авиатранспорта пользуется лишь около 4 млн человек, по оптимистичным – 7-10 млн человек, то есть от 3% до 7% населения России. Отсюда и малая авиационная подвижность населения, составляющая в России 0,4 полета на человека в год (в США – 2,5).

Таким образом, при огромном потенциале российского рынка внутрирегиональных авиаперевозок его развитие сдерживается, с одной стороны высокой стоимостью авиабилетов, а с другой – разрушением инфраструктуры пассажирских авиаперевозок и почти полным физическим и моральным износом авиапарка малой авиации.

Для нашей страны с ее огромными пространствами и расстояниями проблема развития авиаперевозок имеет не только социально-экономическое, но и политическое значение. Около 15 млн человек – жителей 28 тысяч населенных пунктов в регионах России (60% территории РФ) – не имеют круглогодичного доступа к основным транспортным коммуникациям. Транспортная оторванность территорий РФ друг от друга, наряду с другими факторами, является прекрасной питательной средой для регионального и местного сепаратизма.

Так что проблема серьезная, но она вполне решаема, даже в нынешней сложной экономической ситуации. Например, в Приморском крае по инициативе краевой администрации в 2013 году в рамках государственной программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013-2020 годы» началось возрождение внутрирегиональных авиаперевозок.

В результате, по данным департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморского края, только за год число пассажиров местных авиалиний в крае выросло в шесть раз. Если в январе-феврале 2015 года местная авиакомпания "Аврора" перевезла 719 человек, то в январе-феврале 2016 года число перевезенных пассажиров превысило 4,5 тысячи. Рост популярности региональных авиарейсов вызван их низкой стоимостью, которая сопоставима со стоимостью поездки на автобусе. Так, стоимость авиабилета на авиарейс Владивосток - Дальнереченск составляет 1100 рублей, тогда как поездка на автобусе по тому же маршруту обходится от 700 до 1100 рублей, при том что авиаперелет требует в восемь раз меньше времени. В настоящее время приморская авиакомпания "Аврора" выполняет 11 внутрирегиональных рейсов. Низкая стоимость авиабилетов обеспечивается путем выделения субсидий из бюджета Приморского края. Объем субсидирования в 2015 году составил 345 миллионов рублей.

Таким образом, проблема высокой стоимости билетов, как показывает опыт Приморского края, сегодня может быть успешно решена. С другой проблемой – отсутствием работоспособного парка воздушных судов малого класса для местных перевозок – дело обстоит сложнее. Потребности рынка в таких самолетах ориентировочно оцениваются в 135 машин до 2030 года. Пока же в том же Приморском крае перевозки осуществляются главным образом с применением 20-местных самолетов DHС-6, выпускаемых канадской авиастроительной компанией «Viking Air».



Но эти воздушные суда были закуплены еще в 2013 году, то есть еще до резкого падения курса рубля. Приобретение же самолетов малой авиации за рубежом по текущему курсу требует больших дополнительных затрат и существенно повысит себестоимость перевозок. В то же время Россия сама способна производить аналогичные самолеты. Следовательно, необходимы правительственные меры, направленные на развертывание производства наиболее востребованных типов региональной авиационной техники: до 19 мест, до 30, до 50 и до 70 мест. Следует также возобновить выпуск уже сертифицированных отечественных региональных самолетов - Ту-334, Ил-114, Ан-140. Данные отечественные воздушные суда уже созданы, прошли испытания, имеют сертификат типа и готовы к серийному производству.

Относительно того, что эти крайне необходимые меры будут быстро реализованы, у меня, честно говоря, есть большие сомнения. Ну, не способно нынешнее правительство оперативно решать какие-либо конкретные вопросы – что тут поделаешь!



27 февраля 2016 года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин объявил о начале опытно-конструкторских работ по линейке легких многоцелевых самолетов, вместимостью до 19 пассажиров. Начало их производства планируется на 2020 год. Однако еще в 2012 году в Казани был анонсирован проект самолета для местных авиалиний Expedition. Вместимость базовой модели - 9-11 мест, но предусматривалась модификация и на 16 пассажиров. Машина – двухдвигательная, скорость – 350 км/ч, высота полета – до 7 тыс. метров. Серийное производство машины планировалось начать в 2015 году, однако сейчас об этом проекте что-то ничего не слышно. Поэтому, насколько серьезны и практически реализуемы планы, анонсированные господином Рогозиным, сейчас сказать трудно. Поживем – увидим…


Comments

( 11 comments — Leave a comment )
alkresin
Mar. 20th, 2016 09:54 am (UTC)
Увы... Рогозин - псевдопатриотический надутый пузырь, полное ничтожество. Все, что как-то от него зависит, обречено на неудачу.
hrun_morjov
Apr. 14th, 2016 05:18 pm (UTC)
можете продемонстрировать ваши достижения?
alkresin
Apr. 15th, 2016 05:15 pm (UTC)
Ну, например, программное обеспечение для системы автоматизации нескольких производственных цехов, которое обеспечивает их работу в автоматическом режиме вот уже больше 25 лет. Или комплект программ бухгалтерского и управленческого учета, полностью покрывающего потребности среднего предприятия (~1000 человек).
А также несколько Open Source проектов ( СУБД, GUI framework и др. ), см. http://www.kresin.ru/
hrun_morjov
Apr. 15th, 2016 09:41 pm (UTC)
а причем вышеперечисленное к авиации?
alkresin
Apr. 16th, 2016 05:40 am (UTC)
А при чем тут авиация ? Вы откликнулись на мой комментарий по Рогозину.
hrun_morjov
Apr. 17th, 2016 03:10 am (UTC)
а тема про что? Про авиацию, вы вылезли с авоматизацией 25 летней давности, даже боюсь подумать как оно там работает..
olom1980
Mar. 20th, 2016 10:03 am (UTC)
летали над тайгой АН-2 и хорошо летали. Везде были грунтовые авиаполосы.
collectrix
Mar. 20th, 2016 10:11 am (UTC)
В конце 60-х моя подружка, которая училась во Владимире, но родной дом был в селе на Ополье, могла туда попасть на выходные в осенне-весеннюю распутицу только на самолёте. Т.е. самолёт летал из областного центра даже не в районный центр, а в село. В постперестроечное время все эти сначала местные, а потом и межобластные полёты были ликвидированы, и только в недавнее время некоторые рейсы снова, кажется, стали налаживать.
was_6ornin
Mar. 20th, 2016 12:26 pm (UTC)
Интересный пост.
egorkin_pa
Mar. 23rd, 2016 06:25 am (UTC)
Твари сдали СССР, зато карманы набили...
hrun_morjov
Apr. 14th, 2016 05:17 pm (UTC)
ледует также возобновить выпуск уже сертифицированных отечественных региональных самолетов - Ту-334, Ил-114, Ан-140
--------
ту-334 закопать и больше не вспоминать
ан-140 тоже самое
ил-114 допилить как надо авиакомпаниям.
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Flag Counter
газета Суть времени
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner